История успеха "Мусорной королевы."
Жизнь многогранна и необъятна в своих возможностях. Единственное что нас ограничивает - наше воображение. В бизнесе без идеи никуда и по такому принципу жила героиня нашего повествования об успехе.
Интересная идея бизнеса на мусоре пришла женщине-миллиардерше из Китая по имени Чжан Инь! Ее основная концепция была покупать целые свалки мусора в Америка и перевозить обратно в Китай для дальнейшей переработки, но все по порядку.
Чжан Инь родилась в семье военнослужащего далеко не в самой богатой северо-восточной провинции Хэйлунцзян, близ российской границы. Пока ее отец Чжан Дэн был офицером Народно-освободительной армии, семья (Чжан Инь — старший ребенок среди своих восьми братьев и сестер) еще кое-как перебивалась с риса на воду. Но после того как в период культурной революции ее отца объявили контрреволюционером и приговорили к длительному сроку заключения, жизнь стала просто невыносимой.
Буквально от голодной смерти Чжан Инь спасли начавшиеся в конце 70-х годов реформы Дэн Сяопина. Прежде всего было отменено маоистское правило, запрещавшее гражданам свободно перемещаться по стране. В тот момент целая армия голодных и безработных со всего Китая двинулась в тогда еще неприметную деревушку Шэньчжэнь близ Гонконга, где создавалась первая в Китае особая экономическая зона. В 1985 году туда приехала и наша будущая миллиардерша. Она вспоминает, что поначалу устроилась бухгалтером в торговую компанию. Впрочем, высокий профессиональный статус вряд ли соответствовал тому, чем она в действительности занималась. Высшего образования у нее не было, да, судя по всему, она и начальную школу не окончила. Зато хорошо умела считать. Тем не менее через какое-то время новоявленного бухгалтера уволили. «Когда я потеряла работу, — рассказывала Чжан Инь, — у меня имелся выбор: я могла вернуться во внутренний Китай или поискать работу в Гонконге. Один тамошний бизнесмен мне ее предлагал». Но она выбирает другой путь.
Тот самый знакомый бизнесмен ссудил Чжан Инь начальный капитал в 30 тысяч юаней (на тот момент порядка 3,8 тысячи долларов). За наличный расчет она выкупила в Гонконге дышащую на ладан компанию по производству бумаги и картона. Сырье в виде бумажного мусора она стала приобретать через мелких посредников в США. И дело завертелось. Предпринимательница сегодня признает, что это было самое тяжелое время. И все-таки главный свой секрет той поры «королева мусора» предпочитает не афишировать. Ее «доброжелатели» до сих пор недоумевают — как ей, не члену партии, удалось стать выездной и проникнуть не только в закрытый для граждан КНР Гонконг, но потом еще в более недоступную Америку и наладить там бизнес. Кое-кто считает, что без участия гонконгских триад (мафии) дело не обошлось. Впрочем, даже недруги не только признают за ней огромный талант жесткого дельца, но и отмечают ее дар преодолевать любые трудности. На хвалебные отзывы о себе Чжан Инь отвечает: «Я не ищу трудностей. Я ищу людей, способных меня уважать».
Приехав в середине 90-х годов в Америку, Чжан Инь прекрасно понимала, что бумажный рынок давно поделен и тягаться с такими корпорациями, как International Paper, Weyerhaeuser или Smurfit Stone, бесполезно. Но она и не пыталась это сделать. Ведь эти гиганты были ей не конкуренты. Исколесив с мужем чуть ли не всю Америку в поисках заброшенных свалок, Чжан Инь наконец находит то, что ей нужно. В пригороде Лос-Анджелеса, городке Помона, будущая миллиардерша, применив свой основной деловой принцип — «Расходы должны быть и оставаться крайне низкими, поскольку мусор ничего не стоит», — практически за копейки покупает первую свою свалку в Америке. Вскоре на ее базе Чжан создает компанию America Chung Nam Inc, которая уже в 2005 году стала признанным лидером среди экспортеров макулатуры из США и одной из крупнейших в мире торговых бумажных компаний. Ее сортировочные предприятия ныне разбросаны по всей Америке — от Нью-Йорка до Чикаго и Калифорнии.
Но на этом Чжан Инь не успокаивается. Близ Гонконга она создает еще одну семейную компанию с причудливым названием Nine Dragons Paper («Бумага девяти драконов»). Причем делает это в разгар азиатского финансового кризиса 1997-1998 годов. В одном из гонконгских банков ей отказывают в кредите, но она все же находит деньги лишь ей ведомым способом. Все руководящие должности в Nine Dragons принадлежат членам семейства Чжан. Сама она — председатель совета директоров, ее муж — президент, а младший брат — вице-президент. Они владеют 72 процентами акций. Когда миноритарные акционеры подвергли Чжан Инь критике за то, что она культивирует в компании семейственность, в частности назначала своего 25-летнего сына — студента нью-йоркского Колумбийского университета — ответственным за морские перевозки, та с улыбкой ответила: «Эти люди, видимо, забыли, что эта компания является семейной. Так было, есть и будет всегда».